Крыся (krissja) wrote,
Крыся
krissja

Categories:

1 апреля: Не делаю экскурсий - и не буду.

Задумалась о том, как называется то, о чём я работаю - потому что на экскурсии это даже по форме не похоже.
Абсолютно личные рассказы - никакой нейтральности, никакой профессиональной отстранённости! - вкупе с телесными практиками во время путешествия на общественном транспорте в компании людей, которые, как правило, живут здесь и знакомы друг с другом - вот что я делаю, если очень коротко описать.
.
А если длинно...
...вот например, мы выходим из Ямбольского Безистена, полные впечатлений - только что мы стояли в трёх метрах от земли, а хранитель Безистена играл нам на рояле в окружении картин о жизни города.
Выходим.
Выдыхаем.
- Посмотрите на мечеть, - говорю я. - Пойдёмте к ней. Обратите внимание на её минарет...
И мы проходим около сотни метров, и, пока я делаю людям послушать - привожу исторические факты и легенды, - они смотрят то на минарет, то на крышу мечети, то на мрамор в её стенах. Поэтому мечеть приближается к нам постепенно.
Минарет - квадратный, это абсолютно нехарактерно для области, и сама мечетечка - шире, чем выше; поэтому она не подавляет, она с нами сближается. Мы не ставим себе задачи оценить её размер; но из-за того, что вид меняется с каждым шагом - мы сопоставляемся с ней чувственно, и от этого рождается впечатление во всём теле, которое мы закрепляем, прикасаясь к камням.
Конечно, я говорю:
- Когда мы прикасаемся к этим камням - мы трогаем пятнадцатый и шестнадцатый век, который стоит на втором и четвёртом веке, - и мы ищем и находим детали античности, и наши ладони ощущают время.
Мы обнимаем время.
Довольно часто я говорю и рассказываю не для того, чтобы люди что-то запомнили - а для того, чтобы заболтать бойкие наши умы, чтобы отвлечь острые наши интеллекты обработкой фактов и линий пересечения персонажей.
Пока наши мудрые тела получают впечатление.
А потом ещё.
И ещё.
И так - несколько часов подряд, пешком через город, попами на лавочках, пальцами в горячую лепёшку, рывком на такси, хохотом - на фуникулёре, ладонями к средневековым ступеням, дышать, смешать, не взбалтывать.
А после, в поезде, под ритмичный стук колёс - это всё обработать, внесловесно.
"Ольга, почему я сейчас чувствую себя лучше, чем до поездки?"

Я знаю, как называется то, что я буду делать через пять-десять лет: трансформационные путешествия.
Похоже, что сейчас это - путешествия-впечатления, путешествия как терапия. Вот как физиотерапия и арт-терапия - практики, которые открывают человеку его собственные возможности, восстанавливают и заряжают, иногда - неочевидными способами.
Нет такой работы в реестре профессий.

Я не экскурсовод - не делаю экскурсий как передвижений между точками по заранее рассчитанному маршруту, не предлагаю экскурсионного обслуживания и не хожу известными тропами.
Я гид в самом широком смысле слова - проводник, исследователь и держатель поездки, которая выглядит как путешествие приятелей, а оказаться может вообще чем угодно.

Чтобы добраться туда, куда не ходят поезда, я запартнёрилась с людьми, у которых е-майл начинается со слова "бродяга", и которые могут лезть шесть сотен метров вверх по глине, чтобы проверить, точно ли там пройдут наши приятели-пенсионеры (и обнаружить, что там не пройду я).
Во второй половине апреля мы с "Мавериком" хотим повозить людей по стране.
Tags: рабочее, ходи-смотри
Subscribe

  • 27 марта - видеохолика

    - Я выложила на ютуб пятиминутный клип, где только музыка и море на твоём фоне - так от меня отписалось двадцать шесть болгарских мужчин в возрасте…

  • честита Баба Марта!

    В Болгарии сегодня все говорят друг другу "Честита баба Марта!" - и одаривают красно-белыми фенечками. Прикольно, что в моей жизни первая мартеничка…

  • 25 февраля - зверски пахнет весной

    В городе стоит весенняя река, прямо в воздухе. Пахнет ею, пахнет туманами, хочется спать и гулять, причём одновременно. Второй день сижу учусь на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments