Крыся (krissja) wrote,
Крыся
krissja

Category:

к музею кукол

Перед походом в музей кукол пошла читать про кукольные театры вообще - я мало о них знаю, - столько всего нашла!

Про Элладу известно, что там уже были действа с куклами - ставились и разыгрывались сценки из жизни богов, овеществлялись истории, которые потом станут легендами Древней Греции; у представлений был сюжет, часть кукол озвучивалась актерами, часть - оставалась безмолвной.
Казалось бы - оттуда и идёт кукольный театр (как и театр вообще), но ничего подобного: до того был Древний Египет - про мистерии Озириса и Изиды я слышала, но о том, что богов могли представлять и куклы, узнала вот только что.
А ещё перед этим были - и остались - шаманские обряды с масками и перевоплощением. Театр, как говорят, складывается тогда, когда дейстие разделено не только участниками, но и зрителями; словом, в Древней Греции кукольный театр уже был, а до того - мы точно не знаем, когда возник.
(Пишут о том, что в Элладе были куклы, движущиеся с помощью пара - как вам эта информация? Паровоза ещё нет даже как идеи, но уже есть пневмокуклы!)

С одной стороны - религиозные сюжеты. С другой - уличные представления, в том числе и кукольные. Мне стало интересно, что означает фраза "...проникали восточные влияния, а также отдельные элементы кукольного искусства Индии, где оно было исключительно популярно" - оказалось, буквально: ногаме. Странствующие актёры, имя им - дрессировщики животных, укротители хищников, заклинатели змей, имитаторы голосов, кукловоды, - ходили из города в город; вместе с ними странствовали сюжеты сценок и куклы-исполнители. Марионеточный театр был желанным гостем в частных домах, на площадях он тоже играл - и мистерии становились пародиями, исполнялись сатиры, иногда - политической.
В Риме кукольные театры тоже показывали сценки из жизни простых людей, куклы разговаривали простым языком, политической сатиры было больше - из-за чего потом кукольникам могло здорово достаться; а могло и не. Это было то самое зрелище из поговорки про хлеб! Жалко, что до эпохи видео было так же далеко, как и до эпохи локомотивов.
С другой стороны - в традициях всё осталось. Были немного другие материалы, немного иначе выглядели персонажи - но были куклы на нитях, механические статуи, ростовые фигуры.
(подробнее об этом: http://gulliver-puppet.ru/kukoljnjyy-teatr-v-drevney-gretsii-i-drevnem-rime.html )

Так оно, в общем, и продолжалось - в Средневековье куклы появились в виде сначала неподвижных, а потом и движущихся статуй; сначала они встают в вертепах, потом - участвуют в тематических религиозных постановках; самих кукол начинают называть марионетками. Марион - маленькая Мария - небольшая статуя Богоматери, деревянная, с подвижными руками; само слово родилось в Венеции, по миру разлетелось моментально.
Уличные кукольники показывают представления древнеримского характера - те самые зрелища.
Некоторые источники говорят о том, что церковь преследовала уличных кукольников, объявляла их служителями тёмных сил, мастерами разговоров с умершими, и вообще убирала физическими методами; с тринадцатого аж по семнадцатый век кукольники были в опасности - ведь они заставляли "ходить и говорить маленьких человечков".
Другие - рассказывают, что кукольные театры существовали по всей Европе совершенно легитимно, говорят о расцвете кукольного театра в Средневековье.

И все сходятся на том, что самый жар разгорелся в Италии XV века. Кукольные представления - по-настоящему народные; труппы кукольников путешествуют наравне с труппами комедиантов - и так же популярны; их выступления (и тех, и других) - импровизация по заранее известной общей канве, но без строгого сюжета.

Пульчинелло и Пульчинелла - два разных комических персонажа, один ленивый, невежественный и глупый, второй - живой, сообразительный насмешник, - наследуют древнегреческому Макку, древнеримскому Маккусу, они даже похожи на него - горбатого носатого шута.
С одной стороны - это логично. А с другой - всё-таки невероятно: приходит итальянский кукольник со своим деревянным ящиком с куклами в какой--то город, где до этого не был, и у местных находит своих персонажей - которые немного иначе выглядят, но вполне узнаваемы и ведут себя соответственно своим характерам. Персонажи уличного кукольного театра оказываются архетипическими.
В местности, куда Пульчинелло (он же Петрушка, он же Панч, он же Полишинель) не дошёл, тоже играют куклы. И среди них есть шутовской персонаж - чем больше в город приходит заезжих кукольников, тем быстрее он становится похож на Пульчинелло и принимает это имя; но сам он был и до того!

К восемнадцатому веку кукольные театры не просто уже давным-давно существуют во всех европейских странах - а именно что стали родными, и при общих неизменных чертах - очень разными в разных странах. Вертепы, благородные драматические кукольные постановки, театры для простонародья - всё существовало одновременно, я нашла подробнейшую статью об этом.
(в сицилийских кукольных театрах пьесы разыгрывались месяцами; зрители приходили каждый вечер и смотрели продолжение вчерашнего действа, прерванного на полуслове; самая длинная такая постановка разыгрывалась дольше года; восемнадцатый век - а уже сериалы!):
http://jollity.narod.ru/dolls.html


А что же болгарский кукольный театр?
Во-первых, часть истории Древней Греции и Древнего Рима происходила прямо здесь. То есть и Маккус, и все остальные архетипические персонажи здесь вполне себе существовали - я видела их в Археологическом музее и ещё пойду.
Во-вторых, во времена Второго Болгарского царства (с XII по XV век) в Болгарию успели дойти бодячие кукольники и какое-то время были очень популярными...
А с XV по ХХ век воцарилась Османская империя.
Как вы думаете - любили ли мусульмане кукольный театр? Я была уверена, что в исламской стране представления были не просто запрещены - а запрещены как вино. И что же на самом деле?
"...а на европейском Юго-Востоке тоже наслаждались османским театром Карагёз, популярным и у других тюркских народов", рассказывает нам статья.
https://nauka.bg/kratka-istoriya-na-blgarskiya-kuklen-teatr/

Османский театр Карагёз одновременно оказывается: а) театром теней б) наследником египетских мистерий. Ислам категорически запрещал театры - при этом к теневым представлениям относился благосклонно: всё созданное Аллахом отбрасывает тень. А сам Карагёз как персонаж идет из Древней Греции, он человек, мужчина, раб, комедийный шут, сметливый и остроязыкий, и ему настолько нечего терять, что он может свободно говорить обо всех недостатках и несовершенствах мира. Он регулярно появляется на греческих, а потом и византийских подмостках - и, захватив Константинополь, Османская империя получает Карагёза (по одним источникам - бабника, насмешника, плута и шута, по другим - высокоморального весёлого мудреца) и создаёт ему напарника Хадживата - человека совершенно другой породы.
(подробнее о них - тут)

После Освобождения - то есть после 1878 года - Хадживат и Карагёз уступили место европейцам. В начале двадцатого века чехи привозят кукольный театр в Болгарию - в товариществе "Чех" открывается такой первый, а в семейном театре "Прошек" начинают показывать представления с марионетками. Подхватывая то русское, то французское, то немецкое влияние, в 1980 годах болгарский театр кукол вырабатывает наконец своё собственное лицо и свой собственный стиль.
(на этом моменте мне захотелось попасть сразу на все спектакли кукольного театра Варны).

В списке драматических государственных театров Болгарии кукольных - два десятка; думаю, есть и частные.
А музей кукол в Варне, из-за которого я, собственно, и начала интересоваться темой - единственный в Болгарии и на Балканах.
Если там разрешат снимать - покажу картинки.

Ещё интересное:
кукольный театр Китая
Tags: буковки, истории разных времен, ходи-смотри
Subscribe

  • честита Баба Марта!

    В Болгарии сегодня все говорят друг другу "Честита баба Марта!" - и одаривают красно-белыми фенечками. Прикольно, что в моей жизни первая мартеничка…

  • 6 февраля - открыла сезон выездов

    Шикарно съездили в субботу в Ямбол. Во-первых, повезло с погодой: шестое февраля, плюс восемнадцать, ощущается как плюс двадцать. Утром, когда на…

  • 20 января - продолжаю дарить и получать подарки

    Сегодня двадцать лет Википедии - обнаружила я; и зачиталась совершенно. Как получалась Википедия (викибабушки! филиппинский язык!) Геоглифы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments