?

Log in

No account? Create an account
Варна перед Освобождением, часть вторая - Крыся [entries|archive|friends|userinfo]
Крыся

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Варна перед Освобождением, часть вторая [Jun. 25th, 2015|03:30 am]
Крыся
[Tags|, , , , ]

Площадка перед современным Фестивально-Конгрессным Центром - важное место для понимания размера города в 19 веке: в этой точке заканчивалась турецкая крепость.


Нынешний самый-центр-центрее-не-бывает в девятнадцатом веке был краем города, окружённого двухметровой крепостной стеной с квадратными амбразурами и пятиметровыми пятиугольными табиями (башнями). В углах башен размещались артиллерийские орудия.
Сейчашний бульвар Сливница раньше назывался Крепостной улицей, а заложен он точно по крепостной стене. Так что если встать перед Фестивально-Конгрессным Центром и представить себе на его месте толстую пятиметровую башню из ракушечника, то вверх - по Сливнице - уйдёт одна крепостная стена, а влево - вдоль Приморского бульвара - другая.
Если же спуститься вниз от отеля "Одессос" - оказываешься в римском городе. На перекрёстке улицы Михаила Колони и Приморского бульвара в середине двадцатого века раскопали остатки старой римской крепостной стены, позднеантичные строения и охранительную башню.
Вот тут вперёд шла турецкая крепостная стена; сразу за лестницей, внизу, вправо уходила римская.


Античные руины лежат прямо под этой стоянкой:


По улице, названной именем князя Александра Баттенберга, в свое время въехал в город князь Александр Баттенберг. Тогда город в основном был деревянным, а каменные строения выглядели как дом семейства Мистакидис. Это одно из старейших зданий города, тут жили пекари - и, конечно, это здание и подобные ему совершенно не подходило для приёма князя.




К счастью, на этой же улице располагалось здание, построенное в стиле сильно припозднившегося Ренессанса - это был дом хаджи Йоаниса Флори, богатого греческого зерноторговца родом из Добрины Провадийской, торговавшего с Константинополем (тут надо добавить, что столица Византии, а после Османской империи, а после Турции, известная как Царьград, Константинополь и Стамбул, себя прокормить не могла, а жила за счёт импорта; и тут лично мне кажется странным не сам этот факт, а то, что болгары этому удивляются). Дом Флори был построен в 1865 году, а в 1867 году там состоялся первый городской бал - благотворительный, собиравший деньги для поддержки бедных учеников. На бал были приглашены все иностранные консулы - до Освобождения в Варне жили представители тринадцати держав, а после - много больше.




Во время освободительной войны в этом здании был штаб сначала турецкой армии, потом там жил египетский принц, потом поселились русские офицеры и князь Баттенберг, потом там была школа-пансион для слепых детей, а после переворота 1944 года здание было отреставрировано Каменом Горановым и стало детским садиком.
В те годы самым популярным стилем строительства в Болгарии, Сирии и Турции было Османское барокко. К сожалению, не сохранилось представителей этого стиля ни в Болгарии, ни тем более в Варне, которая постоянно обновляется: раз в сорок-пятьдесят лет этот город вырывает страницы своей истории и пишет себя заново; кто не спрятался - я не виновата, кто выжил - тому слава, а что будет, когда закончится тетрадка - никто не знает.

Здание, в котором сейчас находится патентное бюро, стоили греки фамилии Парусиади в 1863 году.






К моему удивлению, конфликтовали болгары не с турками, а с греками - на каком языке учить детей, на каком языке вести службу в церквях, кому где куда и как ходить, и так далее; спорили, ссорились, дрались - словом, соседствовали. После Первой Мировой войны греки начали уезжать в Грецию, оставляя свои дома - также и болгары стали возвращаться в Болгарию, бросая дома на территории, отошедшей Греции. А те, кто были больше варненцами, чем греками, оставались, зачастую оболгаривая фамилии.
После Первой мировой войны градоначальство хотело "гигиенизировать" греческий квартал, массово снося старые дома; конечно, архитекторы были против, продумывая вместо этого проекты обновления и переустройства домов.
Улица 8 ноября, сохранённая архитектором советской эпохи, Каменом Горановым, показывает, как выглядел город в те времена. Бельгийское консульство, каменные дома с деревянными вторыми этажами, церковь, трактир...












Нынешнее здание музея современной истории Варны изначально принадлежало семейству Роде, а через дорогу был их семейный параклис. После в здании поселилось бельгийское консульство - насколько я поняла, это было организовано Тедески, первыми евреями Варны. Фамилия эта по-итальянски означает "немец"; сами братья были из Вены, но происхождения итальянского, а стали впоследствии варненцами и настоящими болгарами - ибо кто здесь десять лет проживёт в любви к городу, тот варненец, неважно какой национальности.
После консульства в здании был отель ориент, после - тюрьма, после его реставрировал архитектор Камен Горанов, а после - году в 1965-67 там открыли музей революционного движения. После очередной смены власти, то есть после 1989-91 года, экспонаты музея были заменены предметами - вот ирония! - истории буржуазных времён.
За ныне разрушенным домом турецкого консула, род которого можно проследить до 16 века, стоял белый каменный дом, в котором и жили братья Тедески. Там можно было застать герцогов и баронов разных иностранных консульств; в 1854 году из окон дома братьев Тедески были видны боевые корабли и пароходы в порту; а во время Первой Мировой войны там был штаб союзников.
Одно из почти уцелевших зданий предосвобожденских времён - построенные в 1868 году греческие зернохранилища Агерниди.








После Освобождения в части помещений продолжали хранить зерно, а часть их сдавали в аренду; тут были и табачная фабрика, и яйцехранилище (нет, не курятник - кто бы стал совмещать под одной крышей куриц и зерно). Во времена социализма здание было национализировано и вроде бы должно было быть переделано в концертный зал - но не склалось. Сейчас это частное владение, и его владелец вроде бы собирается часть здания надстроить стеклянными стенами в высоту примерно настолько же, а другую часть просто отреставрировать, но пока ещё ничего не сделано.
Два сохранившихся с 1864 года здания ошибочно называют "построенными в турецком стиле", хотя это обычный для тех времён средиземноморский стиль, а розочки над воротами - вообще персидские.






Здание нынешнего этнографического музея находится на границе бывшего греческого и бывшего турецкого квартала.





В середине девятнадцатого века оно принадлежало богатому турецкому торговцу Таксим Бею, который достаточно поездил по Европе, чтобы оформить своё жилище в европейском стиле. Во дворе у него была небольшая чешма - как во всех богатых домах (та, которая сейчас во дворе музея - не оригинальная, многие турецкие чешмы были уничтожены несмотря на красоту).


Дом Архитектора был построен примерно в 1850 году, его владельцем был Зейнет Бей Паша Аул, нынешние потомки которого, хотя и живут в Турции, преисполнены самых чудесных впечатлений о Варне. На первом этаже этого здания всегда был трактир - так оно спроектировано. Спасено от сноса и отреставрировано Каменом Горановым (воистину великий был человек).

На месте музея Болгарского Возрождения в Варне в античные времена заканчивался город, а в предосвобожденческие продолжался турецкий квартал.


Здание нынешнего музея - спасённый и отреставрированный турецкий дом; а через дорогу можно увидеть здание, отремонтированное и гигиенизированное в советские времена - так сразу и не скажешь, что старинное.

(сначала я расшифровала свои записи с экскурсии Християна Облакова, а фотографировать побежала только через неделю; за это время листва выросла так, что дом скрылся из виду; зимой я заменю фото, а пока - что есть)

Место, где хранилось зерно для города - Беглишки амбары, - сейчас сквер.


Чешский художник Индржи Кнопп, будучи в городе, внимательно его зарисовал - так что теперь мы можем по его рисункам увидеть, каким был амбар, хранивший запас продовольствия для всех ближайших кварталов. Говорят, оно было как крепость в крепости - так, что местные жители, спасаясь от вражеской армии, могли запереться внутри и пережить осаду.




На месте Дома Техников была старая турецкая школа, рядом с ней - мечеть; вообще это был старый знаковый район - сейчас там всё переделано, и не сказать, чтобы к лучшему.
Архитектор Дабко Дабков, ещё один великий человек этого города, настаивал на том, чтобы оставить хотя бы часть турецкой крепостной стены. Но его протесты не были услышаны - и многокилометровая стена с квадратными амбразурами, пятиугольными табиями и каменным мостом Таш Кюпрю была полностью разрушена - от неё случайно остался лишь крошечный кусочек в районе улицы Девня.

(самой мне удалось найти это место только с третьего раза, так что фото - гугла, искомая стена - слева от лестницы).
За то, что я всё это теперь знаю, гигантское спасибо Християну Облакову и coworking space Beehive; кто читал-зырил - не стесняйтесь комментировать, мне важно.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: lugovskaya
2015-06-25 11:41 am (UTC)
Ты большой молодец, что это пишешь. Я как снова на экскурсии Християна побывала.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-06-25 08:47 pm (UTC)
:) отлично :) я старалась сохранить настрой :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darum
2015-06-25 04:59 pm (UTC)
Смотрел, смотрел и восторгался плодами труда рассказчика!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-06-25 08:46 pm (UTC)
спасибо :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: umklaidet
2015-06-25 06:12 pm (UTC)
очень интересно, спасибо)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-06-25 08:46 pm (UTC)
*раскланивается*
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: soniko_smile
2015-06-25 08:40 pm (UTC)
очень хороший образ, с тетрадкой и листами. Стену жалко!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-06-25 08:44 pm (UTC)
это Християн Облаков придумал образ такой.
(Reply) (Parent) (Thread)