?

Log in

No account? Create an account
отели Старой Варны - Крыся [entries|archive|friends|userinfo]
Крыся

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

отели Старой Варны [May. 13th, 2015|03:54 am]
Крыся
[Tags|, , , , , ]

Удивительно, сколько войн пережила эта мирная земля. Удивительно, сколько раз этот город разрушался и снова возрождался - и, хотя я очень мало знаю его историй, удивительно, сколько его старых зданий уцелело. А вот то, что их сносят и строят на их месте удобные и симпатичные коробки коопераций, к сожалению, совсем не удивительно.
Войны начала двадцатого века - две Балканских и Первая Мировая, - обессилили и обескровили Болгарию вообще и Варну в частности. Великолепные проекты начала века - Аквариум, Драматический театр, - стояли незавершёнными; денег на строительство не было; кроме того, Варна, экспортировавшая зерно из Южной Добруджи, больше не могла этого делать - после Второй Балканской войны болгарская житница отошла Румынии. Больше нет зерна - больше нет экспорта - страну и город наводнили беженцы, о которых (внимание!) стране и городу надо было как-то заботиться.
Кметы Варны переориентировали город в промышленный и курортный, и я не представляю себе, какая адова прорва работы стоит за этими словами. Тогдашние мэры продолжали приводить город в порядок - электрифицировали его, проводили воду и канализацию, мостили дороги; зачастую кметы вкладывали в строительство и благоустройство свои личные средства - других просто не было; зачастую градоуправители подавали в отставку до срока: они приходили со своими проектами - и уходили, когда понимали, что денег на реализацию нет и взять неоткуда.
Оставалась энергия места. Морской туризм, пляжный туризм, минеральные воды (Варна стоит на гигантском подземном резервуаре минеральной воды), культурно-исторический туризм... Потенциально этот город был жемчужиной - надо было только, ну, проделать с ним всё то, что превращает песчинку, затерявшуюся в складках тела глубоководного моллюска, в ювелирное украшение.
И знаете что?
Чуваки справились.
Всего за пять лет (1921-1926) интеллектуальная и деловая элита города превратила Варну в международный курортный центр, "Черноморскую Ниццу". У архитекторов и инженеров, вернувшихся с войны, снова была работа: городу требовались отели высочайшего класса. Многокилометровых курортных зон типа современных Золотых Песков или Солнечного Берега тогда не существовало - отдохнуть все ехали в город, и городу нужно было достойно принять гостей.
Первым гранд-отелем города был "Лондон", о котором ниже; а вторым - "Нью-Йорк".




Это здание сейчас, к счастью, отлично отреставрировано и выглядит не хуже, чем после открытия в 1922 году (на фасаде дата - 1936; не верьте ей, эту дату поставил банк, перекупивший отель у изначальных владельцев). Гранд-Отель "Нью-Йорк" был построен на деньги двух братьев, македонских болгар, отправившихся на заработки в Нью-Йорк и преуспевших. Архитектором был Георги Костов, а скульптурные украшения - авторства Кирилла Шиварова. На первом этаже здания, как и сейчас, располагались магазины - цирюльня, месарня, - а в угловом помещении было кафе, где собирались актёры варненского драматического театра. Здание - сразу за Драмтеатром, не ошибётесь.

Через площадь от него - бывший блистательный гранд-отель "Империал":

Изначально он был одноэтажным домом и клиникой доктора Цонева, который решил открыть оздоровительный центр для гостей города - и пристроил к своему жилищу ещё несколько этажей. Не сам, конечно - инженера Хаджи Стоянова попросил. Удобные номера с комнатами для прислуги, горячая и минеральная вода в номерах, централизованное отопление, просторные галереи... К сожалению, сейчас здание - в ужасном состоянии, чудом стоит.

Гранд-отели "Лондон" и "Мусала" стоят рядом, построены одним архитектором - Дабко Дабковым, - но с разницей в 15 лет.
Гранд-отель "Лондон" - в 1912 году; это был первый гранд-отель города с первым в городе лифтом.


Гранд-отель "Мусала" построен в 1927 году, и по стилю очень отличается - Дабко Дабков строил его как небоскрёб. Вот его нос:


А вот бок:


Что называется, посмотрите, как развивался гениальный архитектор Дабко Дабков.
Хозяин гранд-отеля "Мусала" долго жил в Нью-Йорке и командировал туда архитектора - чтобы тот увидел глазами, что именно требуется построить. Правда, на двадцать пять этажей Флэт Айрон Билдинга у заказчика денег не хватило, так что отель "Мусала" прирос всего шестью этажами и шпилем (в городе шло негласное соперничество за самое высокое здание, и шпиль позволил "Мусале" победить на некоторое время).
Кроме гранд-, вокруг площади Независимости стояли и обычные отели:


Вообще нынешняя площадь Независимости, бывшая площадь Мусала, была финансовым и градоуправительным сердцем Варны: тут был поличейский участок, кметство, почтовое отделение, - так что где же ещё строить отели, как не вокруг главной площади города.
Если спуститься от неё к вокзалу, можно увидеть то, что осталось от отелей, построенных архитектором Дабко Дабковым. Он же отстроил и весь ближайший квартал - к сожалению, не сохранивший своей красоты во всей полноте.


Отели "Лидо-Венеция" и "Борис":



"Борис" - это князь Борис Тырновский, после Первой Мировой - царь Борис Третий. Здания построены в начале века, архитектурный стиль - Сецессион.
Зелёное отреставрированное здание неподалёку от вокзала - отель "Берлин", - проектировал и строил архитектор Стефан Венедикт Попов.

(на снимке бывший отель "Берлин" - в середине)


Это здание с куполом сначала принадлежало арабскому торговцу Абуду Халбуни - он хотел открыть первый большой торговый дом типа современных моллов; но, достроив, по неизвестным мне причинам продал здание Кочо Николову - а тот открыл в нём отель "Болгария".


Отель "Москва" был построен архитектором Манолом Йордановым в 1910 году, и на тот момент - до открытия Гранд-Отеля "Лондон" - предоставлял наироскошнейшие номера в городе. На дупке рядом с ним до 2010 года было красивое жёлтое здание, памятник архитектуры, Хан Хасан Тугу (не могу сказать, название ли это здания или имя владельца). После Крымской войны (после 1829 года), когда Варна вернулась во владение Османской империи и снова была отстроена ещё шире прежней, её решил навестить турецкий султан Махмуд Второй (если я правильно запомнила имя). Градоначальство решало, где поселить дорогого гостя - и выбрало этот дом как самый роскошный. После Освобождения в этом сейчас несохранившемся здании был отель "Орёл" - над его фронтоном возвышалась деревянная скульптура орла с распростёртыми крыльями.
Неподалёку - отель "Роял":





Спроектирован и построен инженером Николой Лазаровым. Яйцо на фасаде и окна в форме яиц - тонкий намёк на источник дохода хозяина отеля. Рядом с ним (фото нет) - не отель, но доходное здание с буквами "ЖФ" - Жозефина Фронт, - построенное Хаджи Пейчевым для своей любовницы.

Не гранд-, а просто отель "Империал", построенный в конце 19 века.



Рядом с ним был отель "Русия", в котором останавливался Иван Вазов - известный болгарский писатель; он говорил, что в этой гостинице нет ничего русского, так как хозяин гагауз, жена его македонка, кухарка немка, и так далее (национальности я, скорей всего, запомнила неправильно, но сам принцип верный). В первое утро в городе Иван Вазов вышел на улицу, спросил первого попавшегося мальчика, как пройти в порт, тот по-турецки объяснил писателю дорогу, тот спросил - ты каких будешь, и мальчик по-турецки же ответил: "Так болгарин же!" - "А что ж по-болгарски не говоришь?!" - "А тут все так!" Я слышала, что ровно после (и вследствии) этого эпизода в Варненской мэрии, половина которой состояла из турок, запретили говорить по-турецки и обязали употреблять болгарский язык, а ещё закрыли все кофейни на первом этаже управительного здания, чтобы повысить скорость работы чиновников.
После того, как с отелем "Русия" случилась какая-то серьёзная неприятность (кажется, он сгорел), Первый Софийский банк инвестировал в строительство новой гостиницы, которую проектировал архитектор Дабко Дабков. Отель назвали "София Палас", торговский Меркурий на его фронтоне - статуя работы скульптора Кирилла Шиварова (на первую экскурсию с нашей группой ходили его потомки).




Сейчас здание вот в таком состоянии, увы.
Если пройти от него вверх по улице Преслав - главной улице Старой Варны, - перед домом Архитектора будет старый отель "Москва" - здание в стиле неоклассицизма, построенное в 1883 году.

Раньше спереди - где сейчас нет лепнины, - был эркер, который почему-то снесли; напротив отеля стояла главная мечеть города и ещё одно здание в таком же неоклассическом стиле (старый отель "Империал", если я правильно запомнила, пока записывала); мечеть, к сожалению, сгорела, а отель снесли; теперь на месте мечети - паркинг, а место гостиницы отмечено памятником Николе Вапцарову, поэту и мореходу. Примерно так выглядело здание:


А прямо перед домом Архитектора - бывший отель "Париж":





(полумесяц вверху - знак уважения к религии владельца отеля)


Раньше здание было двухэтажным с небольшой мансардой вместо третьего этажа:


Во дворе его стоял домик в классическом староболгарском стиле:


В домике жил хозяин отеля, Риза Бей Халил. Отель Париж был построен в 1906 году Геро Геровым, сыном Найдена Герова (тоже большого болгарского литератора и борца за независимость страны); в 1910 году один из туристов, француз, оставил в мансарде утюг - из-за этого сгорел весь этаж; и хозяин гостиницы попросил архитектора Дабко Дабкова надстроить третий этаж - что и было сделано с исключительным уважением к первому строителю отеля. На первом этаже здания было кафе и кондитерская "Париж", где в 1908 году собирался комитет "Возрождение" - то есть это знаковое место для города.

Отходящая от Преслава улица Хан Аспарух располагалась на границе трёх районов - армянского, греческого и турецкого, - и была совершенно особенной: на ней стояли заведения с красными фонарями и дамами в окнах, которые по венецианскому обычаю прямо с подоконника через стекло показывали товар лицом. "Вниз смотри! Не поднимай глаза!" - говорили бабушки внукам, проводя их по этой улице.
Дом 1906 года постройки - отель "Вена", одно из первых городских зданий в стиле "Сецессион". Потом в этом доме располагалось Варненское Техническое Дружество.


Дом 1890 года построил итальянский архитектор, и там сразу был отель для мужских утех - верхние окна специально разделили колоннами, чтобы больше дам поместилось на подоконниках.





Этот отель назывался "Константинополь" (забавный факт: в одно время в городе было три отеля с именем турецкой столицы: "Константинополь", "Цариград" и "Истанбул") и выглядел так:


На Шишковой градинке, - на первой круглой площади города, которая официально называется "Экзарх Иосиф", но под этим именем её никто не знает, - раньше располагался Ченгене Пазар - "Цыганский рынок", - где продавали в основном виноград и вино; после того, как базар ликвидировали, доктор Шишков, акушер и гинеколог, один из лучших врачей города, просил мэрию что-то сделать с этим местом, как-то его облагородить; два года просил - потом переоборудовал площадь за собственные деньги. Вокруг Шишковой градинки выстроились курортные дома и пансионы, куда люди приезжали поправить здоровье. В частности, в 1932 году в журнале "Варна - курортен град" вышла статья с фотографиями внутреннего убранства курортного дома доктора Шишкова. То есть если добыть журнал - можно узнать, как там было внутри в начале двадцатого века. А снаружи сейчас сетка - дом, к счастью, реставрируют:


Рядом в жёлтом доме был пансион доктора Стефана Ненова.


Нынешний Приморский бульвар раньше назывался Бульвар Фердинанд, а Приморской называлась параллельная ему аллея парка. Между этими улицами стояли частные дома - одним из них была вилла Асаретто, дом итальянского консула графа Луиджи Асаретто, построенный в 1889 году швейцарским архитектором Анри Пьером. Дом консула был не только его местом работы - там устроили итальянский ресторан и заведение с красными фонарями, ориентированное на моряков (на экскурсии Християна Облакова спросили, не мешали ли шлюхи итальянскому консулу - тот ответил, что тогда это было нормально). После того, как вилла Асаретто перестала быть итальянским консульством, там была вилла Майден, после - вилла Диана, а сейчас - Военно-Морской Музей.




А напротив - здание, которое сейчас называют "Пляж Варна" или "кооперация Стефан Венедикт Попов".



Его построил в 1933 году архитектор Стефан Венедикт Попов - вначале тут предполагался курортный дом, но после из-за недостатка средств дом был превращён в кооперацию. Там останавливались чешские туристы - из-за чего дом называли Прагой, - там был один из первых лифтов Варны - за углом дома люди выстраивались в очередь, чтобы за стотинки прокатиться наверх здания, - а крышу дома венчала башня - своеобразная подпись архитектора Стефана Венедикта Попова.

Бесконечно благодарю Християна Облакова, интереснейшего собеседника и рассказчика, без которого я ни-че-го этого не узнала бы.
А также напоминаю вам, мои маленькие электронные друзья, что много букв и картинок очень любят, когда их не только читают и смотрят, но и пишут потом "зырил, клёво" ("прочёл и нашёл фактическую ошибку" тоже можно).
linkReply

Comments:
[User Picture]From: oksani
2015-05-13 03:17 am (UTC)
Я и тут зырил, и вчера зырил, и позовчера тоже зырил :) Клево.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:13 pm (UTC)
классно!
обнимай от меня своё прекрасное семейство :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vl_ad_le_na
2015-05-13 04:48 am (UTC)
Каждый раз зырю, клево!
Опечатка в слове "гранд-отель", через букву "г" :)))
А еще думаю, что реклама все же не всегда к месту в таком городе...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:14 pm (UTC)
спасибо за поправку!
реклама нигде не к месту, но она везде будет, где живут люди. Увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karnienka
2015-05-13 05:12 am (UTC)
Клево ))) читаю прямо после пробуждения с утра, настроение поднимается)) спасибо, что записывает это все :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:13 pm (UTC)
вот честно, не могу себе представить удовольствия от такого чтения с картинками - про сыршенно незнакомый и чужой город :) ладно я пишу, потому что меня прёт, ладно читают те, кто здесь тоже живёт; ладно читают мои друзья, потому что они просто читают меня - но как же круто, когда вот эти мои длинные посты по город читают те, кто не имеет отношений ни со мной, ни с городом :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: karnienka
2015-05-14 02:19 pm (UTC)
ну не знаю, все равно интересно ж - перенестись мысленно в ту эпоху, попробовать представить, каково это - быть итальянским консулом, у которого над кабинетом шлюхи работают, и это _нормально_ :)))
а потом вдвойне интересно будет сравнивать мысленные образы с реальностью, когда доеду до Болгарии (рано или поздно доеду же, я это дело люблю). Это как сны, только больше шансов на совпадение :)
да и пишете вы очень легко, на одном дыхании читается. так всегда бывает, когда человек искренне заинтересован тем, о чем пишет.
ну и "не имеет отношений со мной" - тут ведь как, я вас где-то пару месяцев уже читаю, и бусики рассматриваю, и тексты, и кошек, и как будто вроде бы уже знакома шапошно :) на улице встречу - наверно, поздороваюсь машинально, а вы потом удивляться будете :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-16 12:32 am (UTC)
я удивляться не буду, у меня очень плохая память - если со мной где кто здоровается, а я не понимаю сразу, кто это - потом оказывается, что мы или учились вместе, или когда-то где-то виделись на какой-нибудь тусовке, или ещё что-то было, а я забыла; здесь, конечно, так гораздо реже бывает, но всё-таки :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olga_nebel
2015-05-13 05:16 am (UTC)
зырил за утренней чашкой кофе, как погулял! только у меня башка все равно дырявая, читаю, а через второе ухо моментально утекает. я такие вещи абстрактно про незнакомый город не запоминаю (( вот когда я понаеду, ты меня поведешь гулять и будешь примерно то же живьем рассказывать, тыкая в дома ...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:11 pm (UTC)
да а кто что запоминает про абстрактный незнакомый город :) приедешь когда - я тебе всё покажу, что буду знать к тому времени :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: autumn_flavour
2015-05-13 05:21 am (UTC)
Самое удивительное в этой истории, на мой взгляд - это то, как город активно и быстро приспосабливался к текущей ситуации. Очень здорово.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:10 pm (UTC)
моментально. Удивительное место.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: inkogniton
2015-05-13 06:34 am (UTC)
Как красиво -- с ума сойти! Мусала немного напоминает бродвейский утюг -- впрочем, я где-то читала, что такой способ постройки небоскрёба был практически единственный -- наверное, поэтому напоминает:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:10 pm (UTC)
так вот же ж, архитектор Дабко Дабков специально по просьбе заказчика ездил в НьюЙорк - бродвейский утюг смотреть!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: inkogniton
2015-05-14 03:15 am (UTC)
Я прочитала -- я отметила, что получилось:) Наверное, несколько коряво мысль выразила, простите:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: umklaidet
2015-05-13 06:56 am (UTC)
зырила, клево)
отдельное спасибо за историю названия Шишковой градинки - а то мне донесли историю о зъболекарке Шишковой )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:09 pm (UTC)
ы :)
ну то есть, может, и работает там дантистка с таким именем, но площадь названа не из-за неё :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pashkaslife
2015-05-13 07:09 am (UTC)
Вы большая молодец, прочитала с интересом.Мимо этих зданий проходила как-то не задумываясь, теперь буду повнимательнее:)
Нашла статью Облакова в пдф формате
http://www.su-varna.org/izdanij/2014/KNVn-2014/pp_161_169.pdf
Однако поправьте название журнала "Варна-курортен град":)Там в статье оно есть.
Жалко, что большая часть зданий в ужасном состоянии...но, на все нужны денежки, а подчас и собственники ничего не предпринимают:(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:08 pm (UTC)
спасибо за поправку!
мне очень нравится инициатива мэра - собственники зданий на пешеходке, первый этаж которых сдан под бутики, должны будут привести в порядок дома хотя бы внешне.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pashkaslife
2015-05-14 06:47 am (UTC)
Ну в принципе, есть на то законы...которые явно до сих пор просто не исполнялись:(
Некому было спросить с них.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-16 12:33 am (UTC)
Мне ужасно нравится то, как действует Портних. Я ничего о нём не знаю, кроме того, что попадает в новости, и мне он кажется удивительно толковым деятельным человеком. Прямо вот исключительно достойный мэр :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pashkaslife
2015-05-16 07:41 am (UTC)
Самое важное, что действует! Абстрагируюсь от личности, я его не знаю.
Мне все равно, из какой он партии, мне просто хочется жить лучше:)
В сегодняшнем посте есть много недоумевающих-почему не хочется в Москву.
А я понимаю. Мне тоже не хочется. И сравнения с другими странами некорректны- нам они чужие, туда мы едем туристами, а в Москву нет.
Это все равно что хотеть зайти в дом, где ты жил когда-то-а там уже живут совсем другие люди, они ободрали твои обои, перенесли стены и варят на кухне какую-то адскую смесь. Лучше я запомню мой бывший дом таким, каким он раньше был-с моими картинками на стене и с мамой в фартуке:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zlatenika
2015-05-13 07:24 am (UTC)
Как ты здорово пишешь! У меня тоже в одно ухо втекает, из другого вытекает, но пока втекает - это колоссальное удовольствие. :) Всё прочитать не успела, и тааак жаль. :( :)
Хочу в Варну, посмотреть своими глазами. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:07 pm (UTC)
да, в общем, какой смысл читать о месте, где не побываешь. Другое дело - приехать и глазами позырить :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: catsnest
2015-05-13 07:48 am (UTC)
Вдумчиво позырила и сохранила в надёжном месте. Теперь, при случае, блесну эрудицией, выгуливая по городу друзей и родственников :)
Особенно понравилось "а ещё закрыли все кофейни на первом этаже управительного здания, чтобы повысить скорость работы чиновников".
Пойду, выпью ещё чашечку кофе.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:07 pm (UTC)
с кофе в кметстве, похоже, было как в том анекдоте: "Ща, покурим-покурим - и пойдём".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pascendi
2015-05-13 08:15 am (UTC)
В реставрируемом доме Шишкова на круглой площади очень приличный, хотя и маленький, универсам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: chingizid
2015-05-13 08:32 am (UTC)
Дом консула со своими блэкджеком и шлюхами! АААААААА!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:06 pm (UTC)
ты знал! там было первое казино в городе!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: chingizid
2015-05-14 07:23 pm (UTC)
*рассудительно*
какие же шлюхи без блэкджека?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sperans
2015-05-13 09:10 am (UTC)
Ужасно грустно, когда такие красивые дома разрушаются :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:05 pm (UTC)
бесконечно грустно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nastasyia
2015-05-13 09:18 am (UTC)
А вот эти все отели - сейчас просто жилые дома в них?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:05 pm (UTC)
в каких-то жилые дома, в каких-то офисы, в каких-то ничего вообще. Гранд-отель Лондон остался парадной городской гостиницей :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oldbore
2015-05-13 11:04 am (UTC)
Зырил с большим удовольствием. Опять жалел, что я такой ленивый студент и топографический болван. Зато ура, что ты у нас теперь все знаешь)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:04 pm (UTC)
ой, какое там всё. Чуточку там, капельку тут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lugovskaya
2015-05-13 11:10 am (UTC)
А я тут что-то по следам предыдущей экскурсии задумалась: Пламен Горанов, который архитектор-спасший-старую-Варну, и Пламен Горанов, который сжёг себя у Общины, - он не родственники ли? Или просто мало ли в Бразилии донов Педро...

Edited at 2015-05-13 11:10 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:04 pm (UTC)
который архитектор - он был Камен. Но вполне может быть одно семейство (я ничего об этом не знаю).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fisherlady
2015-05-13 11:43 am (UTC)
какой интереснейшний пост, спасибо!!! прочитала с огромным удовольствием)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:03 pm (UTC)
наздоровьичко :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: demerteille
2015-05-13 12:00 pm (UTC)
очень интересно, спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:03 pm (UTC)
спасибо, что читаешь :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: soniko_smile
2015-05-13 01:31 pm (UTC)
жалко, конечно, старенькие здания, но есть ощущение, по твоим же постам,что зато в этом городе думают о людях.
Интересно, что почти ни одна гостиница не осталась гостиницей.
уродуют фасады кондиционерами и рекламой, паразиты, опять же.
но общее ощущение - что очень интересно :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:02 pm (UTC)
да, из гостиниц только гранд-отель Лондон работает как отель; насчет "Мусала" - не знаю; реклама ужасно мешает; но мне вот прям очень интересно всё, да )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: frogmeister
2015-05-13 07:22 pm (UTC)
А экскурсия (экскурсии?) была только по центру? Видел в Чайке прекрасный плоский дом, любопытно было бы узнать, что это такое, откуда и зачем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-13 11:01 pm (UTC)
да, этот проект был только про центр города. Християн говорил, что на Чайке много интересных зданий, но туда мы группой просто не дойдём.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sestra_milo
2015-05-14 08:55 am (UTC)
Ах, какая родная мне вся эта архитектура! в моем родном городе (Измаил и Одесса) очень много похожих домов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krissja
2015-05-16 12:35 am (UTC)
Так вот Одесса же в честь Одессоса и именована, который был на месте Варны до 9, кажется, века.
Правда, в Одессе сейчас почище и покрасивше, ну да ничего, и тут старые дома начали спасать :)
(Reply) (Parent) (Thread)